Опережая дальнейшую публикацию, я дополню, что очень схожие аномалии характера обнаруживаются у тех лиц. которые склонны к меланхолическим и маниакальным состояниям. Исследование этих, нам все еще необъяснимых заболеваний, обязывает нас по возможности к более точному изучению садистическо-анальных черт характера. Настоящее исследование принимает во внимание, главным образом, только анальный вклад в образование характера. Последняя большая публикация Джонса об этом дает нам большое количество ценных фактов, но не может исчерпать всей темы. Труд отдельно взятого человека не в состоянии осветить многообразие и сложность явлений; каждый, кто обладает собственным опытом, должен его сообщить и тем внести вклад в строительство психоаналитической науки. Ту же цель преследуют и следующие разработки по разворачиванию учения об анальных чертах характера в некоторых направлениях.
Абрахам К. Дополнение к учению об анальном характере (1921)
Оригинальное название: Erganzung zur Lehre vom Analcharakter
Первоисточник: 9 January 20. 7.Z., Jahrg. ix. Heft i, March 1923, S. 27-47. (I.J., vol. iv. pp. 400-18.)
Источник перевода: неизвестен
Переводчик: неизвестен.
Последняя редакция: Алейников С.В.
Сверка с оригиналом произведена.
Обширная область, которая доступна сегодня психоаналитической науке, предоставляет нам изобилие отдельных примеров быстрого накопления психологических знаний по пути чисто индуктивного исследования. Среди таких примеров развитие учения об анальном характере является, возможно, самым удивительным и поучительным. В 1908 году Фрейд, примерно через 15 лет после появления его первых статей о психологии неврозов, опубликовал короткие заметки «Характер и анальная эротика’’. Они заняли место на трех печатных страницах одного журнала как некий образец сжатого изложения и такой же осторожной как и ясной формулировки. Постепенно увеличивающееся число сотрудников помогло расширить круг надежных знаний; среди их статей следует выделить статьи Задгера, Ференци и Джонса. Неожиданное значение получило учение о продуктах преобразования анальной эротики, когда Фрейд в 1913 году, вслед за статьей Джонса «Ненависть и анальная эротика в неврозе навязчивых состояний», представил важные исследования ранней «прегенитальной» структуры либидо. Он соотнес симптомы невроза навязчивости с регрессией либидо до такой стадии развития, которая отличается преобладанием анальных и садистических компонентов влечения. Благодаря этому в новом свете предстали как симптоматика невроза навязчивости, так и характерологические особенности того, кто от этого страдает, т.е. так называемый «навязчивый характер» [ Zwangscharakter ]. Опережая дальнейшую публикацию, я дополню, что очень схожие аномалии характера обнаруживаются у тех лиц. которые склонны к меланхолическим и маниакальным состояниям. Исследование этих, нам все еще необъяснимых заболеваний, обязывает нас по возможности к более точному изучению садистическо-анальных черт характера. Настоящее исследование принимает во внимание, главным образом, только анальный вклад в образование характера. Последняя большая публикация Джонса об этом дает нам большое количество ценных фактов, но не может исчерпать всей темы. Труд отдельно взятого человека не в состоянии осветить многообразие и сложность явлений; каждый, кто обладает собственным опытом, должен его сообщить и тем внести вклад в строительство психоаналитической науки. Ту же цель преследуют и следующие разработки по разворачиванию учения об анальных чертах характера в некоторых направлениях. Другая задача большего принципиального значения снова и снова выявляется на втором плане данного исследования. До сих пор мы совершенно необоснованно предполагали существование особых психологических отношений между обеими зонами влечений -садизмом и анальной эротикой — которые мы постоянно и почти уже автоматически привыкли называть в тесном контексте друг с другом. Решение этого вопроса должно быть получено в дальнейших разработках.
Первые описания Фрейдом анального характера свидетельствовали о том, что у некоторых невротиков особенно ярко проявляются три черты характера: любовь к порядку, которая часто вырождается в педантизм, бережливость, легко переходящая в скупость, и упрямство, которое вырастает до сильного своенравия. Он установил, что у таких индивидов особенно сильно выделялось первичное влечение к опорожнению кишечника и к его продуктам. Он обнаружил, что копрофилия этих лиц после произошедшего вытеснения сублимируется в желание рисовать, моделировать и тому подобную деятельность или, идя по пути реактивного образования, переходит в особое стремление к чистоплотности. Наконец, он подчеркивает отождествление кала с деньгами и другими драгоценностями. Задгер наряду с другими наблюдениями дополняет, что лица с выраженным анальным характером обычно убеждены, что могли бы все делать лучше, чем остальные. Также он указал на противоречие в их характере: большая настойчивость сосуществует со склонностью откладывать любую работу до последнего момента.
Передав выше существенные замечания других авторов из психоаналитической литературы, я обращаюсь теперь к основным, построенным на богатом опыте, исследованиям Джонса. Забегая вперед, могу заметить, что я не противоречу автору ни в одном пункте. Мне только кажется, что его разработки нуждаются в некоторых уточнениях и расширении в отдельных направлениях.
В процессе, который мы обычно обозначаем как приучение ребенка к чистоплотности, Джонс с полным правом различает два этапа. Ребенок не только должен быть отучен от пачкания своего тела и своего окружения, но и должен привыкнуть к временной регуляции выделительной функции. Другими словами: он должен отказаться как от своей копрофилии, так и от самого удовольствия от совершения выделений. Этот двойной процесс ограничения инфантильных побуждений вместе со своими последствиями в психической области нуждается в дополнительных исследованиях.
Примитивный способ испражнения ребенка приводит в соприкосновение поверхности тела и конечностей с экскрементами в виде урины и кала. Взрослому, у которого детская реакция на эти процессы отчуждена благодаря вытеснению, такое соприкосновение кажется неприятным, даже отвратительным. Он не в состоянии видеть источник удовольствия, которым подпитывается либидо новорожденного. Струя теплой урины вызывает на коже чувство удовольствия, такое же как и соприкосновение с теплой массой кала. Ребенок выражает неудовольствие, лишь в тот момент, когда выделенные экскременты охлаждаются. Это то же удовольствие, которое ребенок ищет в более позднее время, когда касается своими руками кала. Ференци проследил эту склонность ребенка в ее дальнейшем развитии. Нельзя оставить без внимания, что к этому удовольствию дополнительно присоединяется удовольствие от зрительного восприятия и обоняния кала.
Первоначальное удовольствие от выделения, которое мы должны отличать от наслаждения продуктами выделения, вбирает в себя наряду с физическими ощущениями еще и психическое удовлетворение, само по себе относящееся к результату выделения. Воспитывая в ребенке наряду с чистоплотностью строгую систематичность выделения, мы тем самым подвергаем нарциссизм ребенка первому суровому испытанию. Большинство детей рано или поздно приспосабливается к этому требованию. В благоприятном случае ребенку удается, так сказать, сделать из нужды добродетель, это значит идентифицироваться с требованием воспитателя и быть гордым от достигнутого. Первичное травмирование его нарциссизма позднее компенсируется, первоначальное ощущение самовластия заменяется удовлетворением от достигнутых результатов, «послушания», похвалы родителей.
Не все дети в этом отношении одинаково успешны. Здесь следует обратить особое внимание на то, что существуют сверхкомпенсации, под которыми скрывается упорное отстаивание примитивного права на самоопределение. Я имею ввиду здесь таких детей (и конечно же взрослых), которые выделяются благодаря особенному послушанию, точности, последовательности, но их глубоколежащие бунтарские побуждения подпитываются тем, что их с самого начала старались подавлять. Такие случаи имеют свою собственную историю развития. Я смог проследить у одной моей пациентки ход событий вплоть до младенчества, при этом нам. конечно. приходили на помощь ранние высказывания матери.
Пациентка была средней среди трех сестер. У нее обнаруживались в необычайной четкости и полноте примечательные черты характера «среднего» ребенка, которые недавно были обобщены Гуг-Гельмут (Hug- Hellmuth) таким доступным способом. Но упрямство, которое самым очевидным способом было связано с ее притязаниями на детское право на самоопределение в упомянутом смысле, восходило, в конечном итоге, к своеобразной судьбе ее детства.
Когда пациентка родилась, ее старшей сестре был только год Мать еще недостаточно приучила старшую к чистоплотности, когда новорожденная возложила на нее двойную заботу о личной гигиене и чистоте белья Когда второму ребенку было несколько месяцев, у матери наступила третья беременность. Чтобы ко времени рождения третьего ребенка не быть еще раз слишком занятой предыдущим, женщина решила поскорее воспитать у второго ребенка чистоплотность. Она требовала от дочери более раннего, чем общепринято, послушания в отправлении потребностей и подкрепляла действие своих слов шлепком по телу ребенка. Воздействие привело измучавшуюся мать к желаемому успеху, в то время, как ребенок слишком рано представлял собой идеал чистоты Девочка оставалась и в дальнейшем достаточно послушной. Став взрослой, пациентка находилась в постоянном конфликте между сознательной уступчивостью, отречением и готовностью пожертвовать собой с одной стороны, и неосознаваемой манией мести — с другой.
Кратко приведенный здесь случай иллюстрирует поучительным образом влияние ранних травмирований детского нарциссизма, особенно, если они носят продолжительный, систематичный характер, и преждевременно навязывают ребенку привычку, к которой еще отсутствует психическая готовность, потому что она наступает впервые тогда, когда ребенок начинает первоначально нарцисстически связанные чувства переносить на объекты (мать и т.д.). Если ребенок уже готов к этому, то он будет чистоплотным «в угоду» данному лицу. Если чистоплотность будет требоваться слишком рано, то привыкание к этому состоянию произойдет из-за страха. Внутреннее сопротивление продолжит свое существование, либидо останется неколебимым в нарцисстической фиксации, и следствием этого явится глубокое нарушение способности любить.
Абсолютное влияние такого действия на психосексуальное развитие ребенка впервые выступает тогда, когда в отдельных случаях прослеживается потеря нарцисстического удовольствия. Джонс особенно указывает на связь высокого чувства собственного достоинства ребенка с его результатами в процессе выделения. В небольшом сообщении я сам пытался показать на примерах, что детскому представлению о всесилии собственных желаний и мыслей может предшествовать стадия, на которой ребенок наделяет таким всемогуществом свои выделения. Увеличившийся с тех пор опыт убедил меня в том, что здесь идет речь о последовательном, типичном процессе. Пациентке, о детстве которой я только что рассказал, без сомнения помешали в удовлетворении этого нарцисстического желания. Тяжелые и мучительные чувства неполноценности, которыми она была позднее обременена, весьма вероятно, восходят своими корнями в это преждевременное нарушение детской «мании величия».
Оценка выделений как проявлений необычайной полноты власти отчуждена от сознания нормальных взрослых людей. Но то, что она продолжает жить на бессознательном уровне, проявляется, среди всего прочего, во многих повседневных выражениях, обычно шутливой формы, которые, к примеру, обозначают место в уборной как «трон». Неудивительно, что дети, растущие в устойчивой анально-эротической среде, присоединяют подобные, часто слышанные сравнения к неприкосновенному запасу их воспоминаний и употребляют их в позднейших невротических фантазиях. Один из моих пациентов имел навязчивую потребность интерпретировать в таком значении слова немецкого кайзеровского гимна. Ставя себя в своих величественных фантазиях на место кайзера, он рисовал себе «высшее упоение», чувствуя «сияние трона», т.е. касаясь своих собственных экскрементов.
Язык дает нам, как и во многих других областях, для этой переоценки дефекации характерные доказательства. Так в испанском языке существует очень употребительное выражение (совсем не считающееся шутливым) «regir el vientre» («управлять телом» [ den Leib regieren ]), которое ясно подчеркивает гордость от работы кишечника.
Если мы признаем в испражнительной гордости ребенка примитивное чувство власти, тогда нам станет понятно своеобразное чувство бессилия, которое мы находим у людей с невротическими запорами. Их либидо передвинулось с генитальной зоны на анальную, и они скорбят о затруднениях в работе кишечника точно таким же способом, как о генитальной импотенции. Здесь мы вправе, ссылаясь на анального ипохондрика, говорить о некой кишечной импотенции.
В тесной взаимосвязи с этой гордостью находится впервые отмеченное Задгером, представление многих невротиков о том, что они все обязаны делать сами, потому что никто другой не в состоянии сделать это также хорошо, как они. Согласно моему, опыту это убеждение нередко увеличивается до представления о своей уникальности. Такие лица становятся претенциозными и заносчивыми и склонны к неуважению других людей. Один пациент высказался в этом смысле: «Все. что не Я, — грязь». Такие невротики радуются от обладания, если ни у кого другого нет такой веши, а также презирают, соответственно этому, любую деятельность, если они должны были бы делить ее с другими людьми.
Известна восприимчивость анального характера к внешним вмешательствам любого вида в реальную или предполагаемую область личной власти. Понятно, что у таких лиц психоанализ должен вызывать сильное сопротивление. Он кажется невротику неслыханным вмешательством в его образ жизни. «Психоанализ роется в моих делах», — сказал один пациент и бессознательно указал этим на свою пассивно-гомосексуальную и анальную установку по отношению к аналитику.
Джонс отмечает склонность к упрямому следованию самостоятельно выдуманному порядку. Такие невротики напрочь отклоняют мысль подчиниться порядку, принадлежащему другой стороне, но ожидают подобной покорности от других людей, как только они сами в какой-нибудь области выдумают определенную систему. Характерно, к примеру, введение точных инструкций для работы в конторе, возможно составление книги, которая бы содержала обязательные предписания и предложения по организации всех контор аналогичного типа.
Ярким образом навязывания определенного порядка является следующий пример. Одна мать составила письменную программу, в которой она по минутам распланировала день своей дочери. К примеру, для раннего утра содержатся такие указания: 1. встать; 2. горшочек; 3. помыть руки и т.д. Утром она время от времени стучит в дверь и спрашивает дочь: сколько ты уже сделала? Тогда та должна отвечать «9» или «15» и т.д., так чтобы мать имела точный контроль над соблюдением плана.
Здесь следует указать на то, что все такие системы свидетельствуют не только о навязывании порядка, но и о властолюбии их изобретателей, которое происходит из садистических источников. На слиянии анальных и садистических расстройств детально остановимся позднее.
Необходимо упомянуть о стремлении таких невротиков к разделению на рубрики и к регистрации, к составлению обозрении в виде таблиц и к статистике во всех ее формах.
Подобное упрямство такие невротики демонстрируют по отношению к любому требованию или просьбе, которые предъявляются к ним каким-либо лицом. Вспомним о поведении тех детей, которые отвечают запором, если от них требуют очищение кишечника, но после этого поддаются потребности в самостоятельно выбранное время. Такие дети, между прочим, протестуют подобным образом как против «должен» [sollen] (повелительное испражнение), так и против «надо» [ mussen ] (выражение из детской речи для позыва к стулу). Их склонность к откладыванию испражнения соответствует отпору в обе стороны.
Поскольку выдача экскрементов является самой ранней формой, в которой ребенок «дает» или «дарит», то позднее и невротик сохранит в отдавании описанное упрямство, соответственно которому он во многих случаях отклонит направленную к нему просьбу или требование, но добровольно подарит без малейшего расчета. Ему важно право окончательного решения. В наших психоанализах мы часто узнаем, что мужья противятся каждой денежной издержке, которая предложена со стороны жены. Но после этого «добровольно» отпускают больше, чем первоначально требовалось. Такие мужья любят держать своих жен постоянно зависимыми в финансовом отношении. Выделение денег маленькими частями, которые они определяют сами, является источником наслаждения. Подобное мы видим в поведении некоторых невротиков относительно дефекации, которую они также осуществляют «in refracta dosi» [(лат.) — отдельными порциями] . Особенной склонностью таких мужчин и женщин является распределение еды на части по своему усмотрению. Порой такая склонность принимает гротескные формы. Так, к примеру, в случае одного старого, скупого мужчины, который кормил свою козу, давая ей каждую соломинку по отдельности. И здесь снова следует указать на побочную садистическую мотивацию подобного рода действий. Увеличивают требования и ожидания, чтобы заставить удовлетворяться только в маленьких, временами неприемлемых порциях.
Иные из таких невротиков ищут там, где они должны уступить требованию кого-нибудь другого, видимость сохранности самоопределения. Сюда относится склонность оплачивать чеком даже самые маленькие счета; это значит использовать не повсеместно общепринятые банкноты и монеты, а для каждого случая выкладывать «свои собственные деньги». Нежелание выдачи уменьшается благодаря этому настолько, как если бы оно увеличилось при уплате обычными монетами; следует особо подчеркнуть, что здесь определяюще действуют и другие мотивы.
Невротики, которые везде хотят провести собственную систему, склонны к завышенной критике по отношению к другим лицам, легко превращающейся в придирчивость. В социальной жизни они составляют главный контингент вечно недовольных. Но как убедительно доказал Джонс, первоначальное анальное упрямство может развиться по двум различным направлениям. В одних случаях результатом являются неприступность и упорство, т.е. несоциальные и непродуктивные свойства. В других случаях развивается терпение и обстоятельность, т.е. свойства социально значимые, пока они не превращаются в крайность. Здесь снова следует обратить внимание наряду с анальной эротикой и на другие источники влечений, которые производят усиление данных тенденций.
Ничтожно малое внимание было уделено в психоаналитической литературе противоположному характеру. Некоторые невротики отклоняют любое проявление собственной инициативы. В практической жизни, по их мнению, им всегда должны помогать добрый отец или заботливая мать, чтобы устранять с дороги любую преграду. В психоанализе они раздражены тем, что должны свободно ассоциировать, они хотели бы только спокойно лежать и возложить результат анализа полностью на врача, или они требуют, чтобы врач их выспрашивал. После совпадающих результатов таких психоанализов я могу показать, что эти пациенты в детстве сопротивлялись требуемому результату дефекации, но потом были избавлены от этих усилий матерями (или отцами) с помощью обильного применения клизм или слабительных средств. Свободное ассоциирование является для них психическим испражнением, которое они, подобно физическому, — не хотят требовать от себя. Они постоянно ждут, что им облегчат усилия или совсем от них освободят. Я вспоминаю здесь о противоположной форме сопротивления, которую я в более раннем сообщении также сводил к анально-эротическим источникам. Речь идет о тех пациентах, которые в психоанализе все хотят сделать самостоятельно и по своему собственному методу, и поэтому отклоняют заданное им свободное ассоциирование.
В общем, здесь должна идти речь не об образовании невротических симптомов, которое совершается на основании вытесненной анальной эротики, а. главным образом, о характерологических явлениях. Поэтому я исподволь учитываю разнообразные проявления невротического торможения, чья связь со смещением либидо на анальную зону очевидна. Точного рассмотрения требует тот факт, что отклонение активных результатов является частым феноменом в рамках анального характера. Главным образом здесь необходимо краткое разъяснения особых отношений при так называемом навязчивом характере.
Если у мужчины либидо не продвинулось в полном объеме до генитальной ступени организации, или если оно регрессировало с генитальной до анальной стадии развития, то отсюда всегда следует снижение мужской активности в любом смысле этого слова. Психологическая продуктивность мужчины связана с генитальной зоной. Если происходит регрессия либидо до садистическо-анальной, то пропадает продуктивность мужчины не только в чисто производительном смысле. Генитальное либидо мужчины должно дать первый толчок к половому акту, и, таким образом, к возникновению нового живого существа. Если у мужчины отсутствует инициатива, которая необходима для самой первоначальной непосредственной продуктивности, то мы систематически обнаруживаем и в ином поведении мужчины недостаток продуктивности и инициативы. Но последствия простираются еще дальше.
С генитальной активностью мужчины связана позитивная чувственная установка к объекту любви, которая, также переносится на его отношения к прочим объектам и которая проявляется в его способности к социальной адаптации, в увлечении различными интересами, идеями и т.п. Во всех этих отношениях характерологические образования садистическо-анальной фазы уступают образованиям генитальной стадии. Садистический элемент, который имеет большое значение в нормальных влечениях мужчины, как только он претерпел, благодаря сублимации, необходимое преобразование, хотя и проявляется в навязчивом характере особенно сильно, но бывает парализован, в большей или меньшей степени, вследствии амбивалентности инстинктивной жизни таких индивидов. К тому же он содержит деструктивные, враждебные объекту тенденции и поэтому не может сублимироваться до настоящей способности увлечься объектом любви. Поэтому часто наблюдаемое реактивное образование в виде чрезмерно большой уступчивости и мягкости, не должно быть принято за настоящую любовь в переносе. Необходимо рассмотреть те случаи, в которых объектная любовь и генитальная организация либидо все же достижимы в большей части. Если к такой несовершенной объектной любви присоединится упомянутая «сверхдоброта», то возникнет социально полезная разновидность, которая все же уступает в существенных отношениях абсолютной объектной любви.
Мы находим у индивидов с ущемленной, в большей или меньшей степени, генитальностью бессознательную тенденцию оценивать анальную функцию как продуктивную деятельность и, соответственно, создавать впечатление, будто генитальныи результат является незначительным, анальный же — намного важнее. Поэтому социальное поведение таких лиц сильно связано с деньгами. Они любят дарить деньги или что-нибудь ценное; некоторые из них становятся меценатами или благодетелями. Но все же их либидо остается более или менее отдаленным от объектов, и поэтому их рабочий результат в прямом смысле не является продуктивным. У них ни в коем случае не отсутствует терпение — частый признак анального характера, — но оно используется большей частью в непродуктивном смысле, расточается в педантичном соблюдении установленных форм, так, что в неблагоприятных случаях живой интерес становится жертвой формального.
Если мы разбираем многообразные отношения, в которых анальный характер наносит вред мужской активности, то мы, в конце концов, не должны забывать такую, часто упорную, склонность к откладыванию любого результата. Мы хорошо информированы о происхождении этой тенденции. Зачастую с ней связывается склонность к забрасыванию любой начатой деятельности; у некоторых лиц, если они что-нибудь начинают, можно предсказать, что это быстро завершится.
В более редких случаях я обнаружил противоположное поведение. Так, продолжительное сопротивление лишало возможности одного из моих пациентов написать докторскую диссертацию. После многочисленных мотивов сопротивления, наконец, обнаружились истинные. Пациент признался, что он должен бояться начала работы, потому что, если он что-либо начал, то не может этого снова прекратить. Вспомним здесь о поведении некоторых невротиков относительно их выделений. Они задерживают содержимое кишечника или мочевого пузыря, пока это возможно. Если они, наконец, уступают ставшему неодолимым давлению, то препятствие исчезает, и выходит все количество. Здесь следует обратить особое внимание на тот факт, что существует как удовольствие от сдерживания экскрементов, так и удовольствие от их испражнения. Значительное различие их заключается в вялом течении одной, и в остром завершении другой формы удовольствия. Для упомянутого пациента долго откладываемое начало работы означало поворот с удовольствия от задержки к удовольствию от испражнения [1].
[1] Склонность к задержке представляет собой специальную форму удерживания предудовольствия и, как мне кажется, заслуживает особого внимания. В этом отношении я хочу ограничиться одной единственной ссылкой. В последнее время неоднократно разрабатывались два противоположных «психологических типа», на которые пытались распределить все без исключения индивидуальности. Следует вспомнить, главным образом, о юнговском «экстравертированном» и «интровертированном» типе.
Пациент, о котором я сообщил выше, был, без сомнения, в высшей степени обращен внутрь, но в процессе психоанализа все больше отказывался от своей враждебной по отношению к объекту установки. Этот и многие подобные примеры дают основания для той точки зрения, что «интроверсия» в понимании Юнга в значительной степени совпадает с инфантильным удерживанием удовольствия от задержки. Таким образом, речь идет о поведении, которое можно приобрести и от которого можно отказаться, но не о проявлениях устойчивого психологического типа.
В какой мере преобладание анальной эротики над генитальной делает невротика неактивным и непродуктивным, это пусть покажет еще одна деталь из истории данного пациента.
Так, в ходе психоанализа пациент в продолжении длительного времени вел себя совершенно бездеятельно и препятствовал своим сопротивлением любому изменению как своего состояния, так и окружающих обстоятельств. Его единственное действие против внешних и внутренних трудностей состояло — как чаще всего случается у больных с навязчивыми состояниями — в резкой ругани. К этому проявлению аффекта затем присоединилось характерное поведение. Вместо того, чтобы позаботиться о судьбе своей работы, пациент размышлял о том, что последует от его ругательств, достигли ли они бога или черта, и какую судьбу имеют звуковые волны в целом. Умственная деятельность была заменена невротическими рассуждениями В ряду ассоциаций выяснилось, что спорный вопрос о местопребывании звуков также относился и к запахам и был, в конечном счете, анально-эротического происхождения (Flatus) [(лат.) — выделение кишечных газов].
В целом можно сказать, что у невротика, чем более ограничена мужская активность и продуктивность, тем заметнее его интерес обращен к обладанию, в формах, значительно расходящихся с нормой. В выраженных случаях анальных образований характера почти все жизненные отношения строятся с точки зрения владения (удерживания) и отдавания, т.е. обладания. Это так, как будто девизом таких людей является: кто дает мне, тот мой друг; кто что-либо требует от меня, тот мой враг! Один пациент объяснил мне, что во время лечения он бы не мог проявить ко мне ни одного дружественного чувства. Объясняя, он дополнил: ’’Пока я кому-нибудь должен заплатить что-то, я не могу относиться к нему дружелюбно«. У некоторых невротичных больных мы знаем точную противоположность такого поведения; они смогут стать с человеком дружелюбными тем скорее, чем больше он нуждается в их помощи и принимает ее.
У большей, первой группы, обнаруживается, как главная черта характера, зависть. Но завистник проявляет не только сильное влечение к собственности других, но и связывает с этим стремлением враждебные побуждения против имеющего преимущество. Но о садистической причине зависти, также как и об анальной, здесь следует лишь слегка коснуться, потому что обе имеют для осуществления зависти второстепенное, усиливающее значение. Происхождение этой черты характера начинается уже с ранней (оральной) фазы развития либидо. Поместим здесь лишь один пример, который хорошо иллюстрирует связь зависти с анально-обусловленными собственническими представлениями. Я имею в виду такую частую зависть пациента к анализирующему врачу. Он завидует его роли «превосходящего» и постоянно сравнивает себя с ним. Один пациент однажды высказался, что в психоанализе распределение ролей слишком несправедливо, он один должен приносить все жертвы: он разыскивает врача, предоставляет свои ассоциации и, сверх того, должен еще платить деньги. Между прочим, этот же пациент имел привычку пересчитывать доход каждого человека, которого он знал.
Тем самым мы достигли одной из классических черт анального характера: особого отношения к деньгам, которое чаще всего проявляется в экономности и скупости. Хотя часто именно это свойство невротиков подтверждено в психоаналитической литературе, но все же имеется целый ряд особых феноменов в этой области, которые не обратили на себя внимания, и поэтому должны быть здесь учтены.
Существуют случаи, в которых достаточно видна связь между намеренной задержкой стула и систематичной бережливостью. Я припомню здесь случай с одним богатым банкиром, который снова и снова внушал своим детям, что они должны задерживать в себе содержимое кишечника как можно дольше, чтобы дорогая пища была использована полностью.
Затем следует обратить внимание на тот факт, что некоторые невротики ограничивают свою бережливость или скупость определенными видами расходов, в других областях, напротив, тратят деньги с необычайной готовностью. Так, среди наших пациентов имеются такие, которые избегают любых затрат на «преходящее». Концерт, путешествие, посещение выставки связаны с издержками, на которые не обменяешь никакого прочного имущества. Я знал одного человека, который избегал посещения театра по такой причине; но он покупал себе фортепианные фрагменты опер, которых он не слышал, потому что таким способом он получал нечто «основательное». Некоторые подобные невротики также охотно избегают затрат на еду, потому что ее не сохранить в качестве постоянного имущества. Характерным образом существует другой тип, который охотно совершает траты на пищу, представляющей для него повышенный интерес. Речь идет о невротиках, которые постоянно заботливо следят за своим телом, проверяют его вес и т.д. Их интерес направлен к проблеме, что из вводимых веществ становится их телом в качестве постоянного имущества. Для этой группы очевидно, что они идентифицируют содержимое тела с деньгами.
В других случаях мы обнаруживаем, что бережливость строго соблюдается во всем образе жизни; но в отдельных областях она доводится до крайности, хотя практически существенной экономии не достигается. Я упомяну о скупом чудаке, который бегал по дому с расстегнутыми штанами, чтобы не слишком быстро износились петельки для пуговиц. Легко догадаться, что здесь дополнительно влияют другие побуждения. Но все же остается характерным, что они могут скрываться за анально-обусловленной тенденцией к экономии; так сильно она признается в качестве важнейшего принципа. У некоторых анализируемых мы находим экономность, специализированную на расходе туалетной бумаги; здесь в качестве определяющего выступает страх запачкать что-либо чистое.
Часто наблюдается перенос скупости с денег или ценностей на время; последнее даже приравнивается к деньгам в одном распространенном выражении. Многим невротикам причиняет постоянное беспокойство потеря времени. Только время, которое они проводят одни или со своей работой, кажется им хорошо использованным. Каждая помеха в их деятельности приводит их в высшую степень раздражительности. Они ненавидят бездеятельность, увеселения и т.д. Это те люди, которые склонны к «воскресным неврозам», описанным Ференци [2], это значит, они не выносят ни одного перерыва в их работе. Как любая невротически преувеличенная тенденция легко не достигает своей цели, так часто случается и с этой. Пациенты экономят время в малом и теряют его в большом.
[2] Для таких невротиков уборная является местом «производства», которому благоприятствует одиночество. Один пациент, который во время психоаналитических сеансов проявлял сильное сопротивление против свободного ассоциирования, производил свои идеи дома в уборной и потом готовыми приносил их на аналитический сеанс.
Частой привычкой наших пациентов, которая должна служить экономии времени, является одновременное проведение двух дел. Популярны, к примеру, обучение, чтение или выполнение всяческих работ во время дефекации.
Неоднократно я знакомился с людьми, которые, чтобы сэкономить время, одновременно одевали и, соответственно, снимали жилет и пиджак или по вечерам оставляли кальсоны в брюках, чтобы утром суметь одним движением надеть обе части одежды.
Примеры подобного типа легко продолжить. Разнообразны формы, в которых обычно обнаруживается стремление к обладанию. От скряги, который по народному представлению, с наслаждением пересчитывает и рассматривает золотые монеты, совсем недалеко до коллекционера, которому пробел в его серии почтовых марок причиняет такую же боль, как открытая рана. О стремлении к коллекционированию статьи Джонса дают такое подробное разъяснение, что я не мог бы прибавить ничего значительного к его высказываниям.
Напротив, мне кажется необходимым краткий комментарий одного феномена, который схож с удовольствием от рассматривания имущества. Я имею в виду охотное созерцание собственных умственных продуктов, как то писем, рукописей и т.п. или завершенных работ всех типов. Источником подражания является склонность к рассматриванию продуктов собственного кишечника, что для немалого количества людей представляет источник постоянно возобновляющегося удовольствия, для некоторых невротиков форму — психического навязчивого состояния.
Сладострастное излишнее акцентирование легко объясняет нам тот факт, что наши пациенты по собственной воле с трудом расстаются с предметами всех видов, не приносящих больше никакой практической пользы и не представляющих никакой ценности. Лица с такой установкой к имуществу накапливают где-нибудь на чердаке дома всевозможные сломанные вещи часто под предлогом, что оно, быть может, еще пригодится позднее. Потом вдруг по какому-нибудь поводу весь хлам убирается. Стремление к большому количеству накопленного материала полностью соответствует удовольствию от сдерживания содержимого кишечника; также в этом случае мы находим затягивание опорожнения до наиболее позднего срока. Те же лица собирают остатки бумаги, старые конверты, использованные письменные перья и тому подобное и в течении длительного времени не могут расстаться с этим имуществом, пока потом вдруг через продолжительные промежутки не начинается большая уборка, которая, в свою очередь, также связана с удовольствием. У коммерсантов и служащих я неоднократно обнаруживал особую склонность тщательно сохранять совершенно запачканную и искромсанную промокательную бумагу. Марание чернилами для бессознательного этих невротиков равноценно загрязнению калом. Хочу упомянуть, что у одной старчески-слабоумной женщины с сильной регрессией либидо к анальной стадии я обнаружил склонность прятать использованную ею туалетную бумагу в сумку и носить ее с собой.
Что выкидывание предметов отождествляется бессознательно с испражнением кала, доказывает следующая странная привычка одной женщины, у которой также были сильно выражены анальные черты характера. Она была не в состоянии выкинуть ставшие ненужными ей вещи. Но временами у нее все же обнаруживалось стремление отказаться от какой-либо из них. Она изобрела способ, чтобы в некоторой степени перехитрить себя. Она отправлялась из дому в расположенный по соседству лес. При выходе из дома она прикрепляла нуждающийся в устранении предмет что-нибудь вроде старой одежды — за кончик к спине под завязки фартука. По дороге через лес она его теряла. Домой она возвращалась другой дорогой, чтобы снова не заметить «потерянную» вещь. Для того, чтобы отказаться от обладания вещью, она должна была таким образом позволить ей упасть с ее тела со спины.
Лица, которые не в состоянии устранить изношенные вещи, также обычно неохотно начинают пользоваться новыми. Они приобретают одежду, но не носят ее, а «щадят» для будущего, и действительно радуются ей только тогда, пока она висит в шкафу неиспользованной.
Антипатия к выбрасыванию изношенных или бесполезных вещей часто ведет к навязчивой склонности еще раз использовать самую малость. Один богатый человек имел привычку нарезать ножом спичечные коробки, содержимое которых было израсходовано, на тонкие палочки и раздавать их домашнему персоналу для разжигания огня. Подобным образом проявляется эта склонность у женщин в старческом возрасте.
Интерес к использованию остатков в некоторых случаях претерпевает сублимацию несовершенного вида так, что невротик возвышает удачное использование всех отходов какого-нибудь города до любимого предмета своих дневных грез, но без того, чтобы был бы заметен практический результат этих размышлений. Позднее мы еще займемся дневными грезами с таким содержанием.
Немного реже, чем экономность, у наших пациентов обнаруживается склонность к расточительству. Наблюдение, которое сообщил Simmel в берлинском психоаналитическом обществе, позволило доказать очевидность существования параллелизма между расточительностью и невротической диареей в той же мере, в какой нам уже давно стала ясна связь между скупостью и запором. Я могу подтвердить правильность этой точки зрения из собственного опыта, и, между прочим, я уже давно обратил внимание на то, что трата денег может представлять эквивалент для желаемого, но невротически заторможенного, расходования либидо. Здесь следует дополнительно упомянуть о склонности некоторых женщин к тратам денег. Она выражает враждебность по отношению к мужу, который, таким образом, лишается своего «состояния»; итак, речь идет — если мы пока оставим в стороне другие определения — о проявлении женского кастрационного комплекса в смысле мести мужчине. Мы здесь снова видим взаимодействие садистических мотивов с мотивами анально-эротическим происхождения.
То, что многие невротики мелочны в денежных расходах и экономят на ничтожных суммах, чтобы время от времени совершать большие затраты без какой-либо оглядки — это обстоятельство станет нам понятно из их противоречивого поведения по отношению к дефекации. Такие лица оттягивают испражнение, пока это возможно — часто мотивируя это недостатком времени — и выделяют, если отыскивают уборную, только незначительное количество содержимого их кишечника. Но через более длительные интервалы времени происходит испражнение большого количества.
Временами обнаруживаются лица с выраженным анальным характером, либидо которых с необычной исключительностью обратилось к денежным средствам. Так, один пациент сообщает, что ребенком играл в войну не с оловянными солдатиками, как другие дети, а с монетами. Он копил получаемые пфенинги, которые в его игре олицетворяли солдат. Никелированные монеты были унтер-офицерами различных званий, серебрянные монеты — офицерами. Серебряная монета в пять марок была военноначальником; он находился, защищенный от всех нападений, «за линией фронта» в особом строении. Одна сторона брала в бою «пленных» другой стороны и присоединяла их к своему собственному войску. Таким образом увеличивалось денежное имущество одной стороны до тех пор, пока у другой ничего больше не оставалось. Нетрудно увидеть, что «борьба» на бессознательном уровне пациента шла против ’’богатого» отца. Достойно внимания в этом примере то, что люди полностью заменяются деньгами. Между прочим, у пациента, когда я взял его на лечение, не существовало никакого личного интереса к другим людям; только обладание деньгами и чем-либо ценным привлекало его.
Также противоречиво, как и в расходовании, денег наши пациенты ведут себя по отношению к порядку и чистоте. Этот факт известен каждому психоаналитику, что не нуждается в каких-либо ссылках. Но некоторые явления все же заслуживают специального внимания.
Известно, к примеру, в качестве проявления анального характера стремление к распределению на рубрики и классифицированию, изготовлению списков, статистических обозрений, программ и часовых графиков. В нередких случаях эта склонность преувеличена в такой степени, что предудовольствие в разработке плана выступает здесь сильнее, чем удовольствие от его выполнения, и таким образом, он часто совершенно не выполняется. Я знал целый ряд пациентов с продолжительной задержкой в работе, которые почти что, каждую неделю разрабатывали рабочий график для наступающей недели до мельчайших подробностей, но после этого оставляли его полностью невыполненным. Следует заметить, что по отношению к этим лицам речь идет не только о нерешительных, но в то же время об упрямых людях, которые самовластным образом отклоняют испытанные методы других и хотят поступать по своим собственным.
Много невротиков пребывают всю жизнь в особой форме амбивалентного отношения к порядку и чистоте. Существуют люди, которые обнаруживают хорошо ухоженную внешность, пока она видна каждому. Но в то время, как видимая одежда и белье находятся в безупречном состоянии, нижнее белье, тело, поскольку оно скрыто, в высшей степени нечистоплотно.
Упомянутые лица склонны поддерживать в своих квартирах тщательный порядок. На письменном столе, к примеру, каждый предмет стоит на определенном месте; книги, которые видны на книжных стеллажах, расставлены с большой тщательностью и систематичностью. Но в выдвижных ящиках царит полный беспорядок, который устраняется только через большие промежутки времени, благодаря основательной «уборке», чтобы, правда, мало-помалу снова возвратиться.
Здесь я замечу, что на бессознательном уровне у таких невротиков неубранная комната, неубранные выдвижные ящики замещают представление о наполненном калом кишечнике. Неоднократно я должен был анализировать сны, которые в такой форме указывают на кишечник. Один из моих пациентов рассказал мне сон, в котором он поднимался по стремянке за своей матерью, чтобы добраться до расположенного на чердаке дома чулана. Это был инцестуозный сон с фантазией об анальном коитусе, анус был символически представлен в виде узкой лестницы, кишечник — в виде чулана.
Также с другими, следующими за аккуратностью чертами характера, как, к примеру, обстоятельность и точность, часто близко связано противоположное качество. От более детального подхода к этим чертам я могу воздержаться, учитывая исследования Джонса [3]. Упоминания заслуживает все же часто встречающаяся в анальном характера потребность в симметричности и «справедливому возмещению».
[3] Берлинское выражение говорит о таких людях: «Сверху ясно, снизу грязно». Более грубо говорят в Баварии: «Сверху гладко, снизу гадко!». противоречие некоторых лиц в этом отношении, таким образом, не чуждо народу.
Как некоторые невротики считают свои шаги, чтобы достичь цели с четным количеством шагов, так же они обычно не выносят никакой ассиметрии. Все предметы получают симметричную расстановку. Деление чего-либо производится с исключительной точностью. Один супруг перечисляет и подсчитывает своей жене, что между затратами обоих на одежду и т.п. не существует никакой симметрии; постоянно подсчитывается, что купил себе один, и что в качестве компенсации полагается другому. Во время продовольственной нужды в прошедшую войну два брата, оба неженатых, вели совместное хозяйство. Когда выдаваемое по карточкам мясо для обоих ставилось на обеденный стол, они делили его под скурпулезнейшим контролем почтовых весов; оба были в страхе, что кто-то может быть обойден и чувствовать себя ущемленным. Характерно также постоянное стремление быть «квитым» с другими людьми, это значит, не иметь по отношении к ним ни малейшего неисполненного обязательства. То, что другие люди с выраженным анальным характером имеют склонность забывать свои долги (особенно, если речь идет о незначительных суммах), следует отметить как проявление несублимированной анальной эротики.
Наконец, необходимо принять во внимание еще одно определение Джонса, которое автор упоминает вскользь, но которое, очевидно, представляет отражение большого опыта.
Я цитирую: (S.79):
«Наиболее сильно бросается в глаза склонность заниматься обратной стороной вещей, которая может проявляться различным образом, к примеру, в откровенной любознательности к противоположной или изнаночной стороне мест и предметов… в склонности перепутывать правое и левое, восток и запад; искажать буквы или слова и в других подобных вещах».
Я бы мог подкрепить взгляды Джонса многочисленными примерами из собственного опыта. Они достаточно важны для понимания некоторых невротических симптомов и черт характера. Смещение либидо с генитальной зоны на анальную, без сомнения, являются образцом, которому следуют все эти «перевертывания». Главным образом, здесь следует упомянуть о поведении многих людей, которых рассматривают как «Чудаков»; их сущность заключается большей частью в анальных чертах характера. В больших и малых вещах они склонны поступать вопреки привычкам других людей. Они носят одежду, которая по возможности сильно противостоит господствующей моде. Если другие предаются развлечениям, то они работают. Если остальные люди выполняют работу — как, например, писание — сидя, то они делают это стоя; если одни едут, то они идут пешком; если другие идут, они бегут рысью. Если другие одеваются тепло, то они делают наоборот. Их вкус к еде находится в противоречии с общепринятым. Бесспорна связь с такой привычной нам чертой характера, как упрямство.
Во время обучения я знал одного молодого человека, который поражал своими странными привычками. Он жил нелюдимо, демонстративно сопротивлялся моде и особенно всем обычаям остальных студентов. Когда я однажды обедал вместе с ним в одном ресторане, я заметил, что он ел «меню» в обратной последовательности, это значит — начал со сладкого и закончил супом. Через много лет его родственники как-то пригласили меня на консультацию. Мой знакомый теперь полностью впал в паранойяльную манию. Вспомним о большом значении анальной эротики в психозе паранойи, на которое особенно указывал Ференци, и тогда нам станет понятно странное поведение как проявление анального образования характера и тем самым предшественника паранойяльного заболевания.
Более глубокое понимание подобной тенденции к переворачиванию нам лучше всего дают некоторые случаи женских неврозов, в которых проявляется необычно сильно комплекс кастрации. Тогда мы видим склонность к переворачиванию, возникающую из двух главенствующих мотивов: из смещения либидо «спереди назад» и из стремления к изменению пола. О психологии этих состояний я, надеюсь, смогу сообщить в связи с другим контекстом.
Вышеизложенное сообщение об анальных чертах характера в заключении я хочу дополнить одним наблюдением, о проверке которого я бы одновременно хотел попросить. В некоторых случаях анальный характер кажется физиогномически выраженным. По-видимому, он проявляет себя через мрачное выражение лица. Люди, лишенные нормального удовлетворения генитальным путем, склонны, как правило, к мрачному настроению [4].
[4] Некоторые все же обладают богатыми нарциссическими источниками удовольствия и живут в счастливом самодовольстве.
Но тогда, как мне кажется, физиогномическое значение имеет постоянно напряженное состояние носогубных складок, связанное с легким приподыманием верхней губы. Отсюда в некоторых случаях возникает такое впечатление, что эти люди постоянно втягивают запахи через нос. Эта физиогномическая черта с правом может быть объяснена копрофильным обонятельным удовольствием. Однажды я высказался по поводу одного мужчины с подобной физиогномией, что он выглядит так, будто он постоянно себя обнюхивает. Тотчас мне кто-то, кто лично знал этого мужчину, подтвердил, что упомянутый действительно имеет привычку обнюхивать свои руки и каждый предмет, который он берет в руки. Могу дополнить, что типичные анальные черты характера имелись у него в выраженной форме.
Все вышесказанное не претендует на исчерпывающее изложение темы анальных черт характера. Напротив, я отдаю себе отчет, как мало я справился с разнообразием явлений. В действительности, я хотел обстоятельно идти к другой цели, а именно, способствовать увеличению через дополнительные исследования анального характера наших знаний о прегенитальной фазе развития либидо. Как уже вначале говорилось, этому сообщению должно последовать исследование маниакально-депрессивных состояний, для понимания которых необходимы знания о прегенитальных ступенях развития.
[КОНЕЦ]